Новости

5 главных ошибок при погрузке опасных грузов на железнодорожном транспорте

В 2023 году объем перевозок опасных грузов по российским железным дорогам составил более 120 млн тонн. При этом, по данным Ространснадзора, около 15% инцидентов происходят именно на этапе погрузки. Неправильное обращение с такими грузами может привести к авариям, экологическим катастрофам и значительным штрафам - до 1 млн рублей.

В этой статье мы разберем 5 самых распространенных ошибок при погрузке опасных грузов и расскажем, как их избежать в соответствии с российскими нормативными актами.

1. Неправильная классификация груза

Последствия:

  • Неверный выбор тары и условий транспортировки
  • Отказ в приеме груза железной дорогой
  • Риск химических реакций при перевозке

Как правильно:

Согласно ГОСТ 19433-88 "Грузы опасные. Классификация и маркировка", все опасные грузы делятся на 9 классов. Например:

  • Класс 1 - взрывчатые вещества
  • Класс 3 - легковоспламеняющиеся жидкости
  • Класс 6.1 - ядовитые вещества

Пример: При отправке соляной кислоты (класс 8) необходимо использовать специальные кислотозащитные контейнеры с маркировкой "Едкое вещество".

2. Нарушение требований к упаковке и маркировке

Типичные нарушения:

  • Использование поврежденной тары
  • Отсутствие знаков опасности
  • Нечитаемые надписи на упаковке

Требования:

ГОСТ 26319-2020 "Грузы опасные. Упаковка",устанавливает:

  • Двойную упаковку для жидкостей
  • Использование амортизирующих материалов
  • Четкую маркировку на русском языке


Важно: Каждая упаковка должна иметь:
  • знаки опасности (форма и описание которых приведены в Приложении 6 в соответствии с Алфавитным указателем);
  • наименование груза согласно Алфавитному указателю (при совместной упаковке в одном грузовом месте нескольких опасных грузов наименование наносится для каждого груза);
  • классификационный шифр;
  • номер ООН.

3. Несоблюдение правил совместимости грузов

Опасные сочетания:

  • Окислители (класс 5.1) + горючие материалы (класс 3)
  • Кислоты (класс 8) + щелочи (класс 8)

Согласно Правилам перевозки опасных грузов:

  • Запрещается погрузка в один вагон или контейнер опасных грузов с разными, а также некоторых опасных грузов с одинаковыми классификационными шифрами, не разрешенных к совместной перевозке согласно Приложению 4.
  • Совместная перевозка в одном вагоне или контейнере опасных грузов с неопасными должна производиться в соответствии с Приложением 5.
  • Легковоспламеняющиеся жидкости должны быть упакованы в герметичную тару (вместимость стеклянной тары не должна превышать 1 л) и помещены в плотные деревянные ящики с гнездами на всю высоту тары. Ящики при необходимости должны иметь горизонтальные прокладки, амортизаторы. Свободное пространство в гнездах и под крышкой ящиков заполняется негорючим прокладочным материалом.
  • Стеклянная тара с кислотами должна быть закупорена притертыми стеклянными пробками, закрепленными предохранительными колпаками, и помещена в отдельные плотные деревянные ящики с гнездами. Гнезда ящиков обкладывают мягким негорючим материалом (шлаковата, кизельгур и др.). Использование бумаги, древесных стружек, опилок, соломы и других горючих и легковоспламеняющихся материалов при упаковке кислот не допускается.
  • Масса брутто ящика не должна превышать 50 кг.
  • При погрузке в вагоны грузовые места с кислотами ставятся в противоположную сторону от мест с легковоспламеняющимися жидкостями и горючими материалами. Все места должны быть плотно установлены одно к другому и прочно закреплены.
Совет: Используйте официальную таблицу совместимости из Приложения 4 к Правилам перевозки.

4. Неправильное крепление груза в вагоне

Риски:

  • Смещение груза при движении
  • Разгерметизация тары
  • Повреждение вагона

Требования Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах:

  • Грузы в вагоне следует размещать равномерно по длине и ширине вагона. Продольное и поперечное смещение общего центра массы груза не должно превышать норм, установленных для железнодорожного подвижного состава
  • Обязательное использование прокладочных материалов
  • Крепление должно выдерживать ударную нагрузку

Пример правильного крепления:

Для бочек с горючей жидкостью:
  • Бочки с острой кромкой окантовки днища) размещают в вертикальном положении в один-три яруса по высоте. При этом каждая единица груза нижнего яруса должна опираться на две деревянные подкладки сечением не менее 40 x 100 мм, уложенные вдоль вагона.
  • Бочки с жидкостями и сухими грузами устанавливают только пробками вверх. Пробки должны быть плотно загнаны в отверстия днища и (для устойчивого штабелирования) не выступать за опорную плоскость бочки.

5. Отсутствие сопроводительных документов

Обязательные документы:

  1. Аварийная карточка (форма по Приложению 1 к Правилам)
  2. Накладная с проставленным, предусмотренным для данного груза штемпелем красного цвета

Последствия нарушений:

  • наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
  • приостановка лицензии

Заключение

Правильная погрузка опасных грузов требует:

1. Точной классификации вещества
2. Использования сертифицированной тары
3. Соблюдения правил совместимости
4. Надежного крепления в вагоне
5. Полного комплекта документов
Рекомендуем: Скачайте наш чек-лист для проверки перед погрузкой и запишитесь на профессиональное обучение по перевозке опасных грузов.
Полезные документы:

  • ГОСТ 19433-88
  • Правила перевозки опасных грузов
  • ПТЭ железных дорог РФ
  • Технические условия размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах.