В 2023 году объем перевозок опасных грузов по российским железным дорогам составил более 120 млн тонн. При этом, по данным Ространснадзора, около 15% инцидентов происходят именно на этапе погрузки. Неправильное обращение с такими грузами может привести к авариям, экологическим катастрофам и значительным штрафам - до 1 млн рублей.
В этой статье мы разберем 5 самых распространенных ошибок при погрузке опасных грузов и расскажем, как их избежать в соответствии с российскими нормативными актами.
В этой статье мы разберем 5 самых распространенных ошибок при погрузке опасных грузов и расскажем, как их избежать в соответствии с российскими нормативными актами.

1. Неправильная классификация груза
Последствия:
Как правильно:
Согласно ГОСТ 19433-88 "Грузы опасные. Классификация и маркировка", все опасные грузы делятся на 9 классов. Например:
Пример: При отправке соляной кислоты (класс 8) необходимо использовать специальные кислотозащитные контейнеры с маркировкой "Едкое вещество".
- Неверный выбор тары и условий транспортировки
- Отказ в приеме груза железной дорогой
- Риск химических реакций при перевозке
Как правильно:
Согласно ГОСТ 19433-88 "Грузы опасные. Классификация и маркировка", все опасные грузы делятся на 9 классов. Например:
- Класс 1 - взрывчатые вещества
- Класс 3 - легковоспламеняющиеся жидкости
- Класс 6.1 - ядовитые вещества
Пример: При отправке соляной кислоты (класс 8) необходимо использовать специальные кислотозащитные контейнеры с маркировкой "Едкое вещество".
2. Нарушение требований к упаковке и маркировке
Типичные нарушения:
Требования:
ГОСТ 26319-2020 "Грузы опасные. Упаковка",устанавливает:
- Использование поврежденной тары
- Отсутствие знаков опасности
- Нечитаемые надписи на упаковке
Требования:
ГОСТ 26319-2020 "Грузы опасные. Упаковка",устанавливает:
- Двойную упаковку для жидкостей
- Использование амортизирующих материалов
- Четкую маркировку на русском языке
Важно: Каждая упаковка должна иметь:
- знаки опасности (форма и описание которых приведены в Приложении 6 в соответствии с Алфавитным указателем);
- наименование груза согласно Алфавитному указателю (при совместной упаковке в одном грузовом месте нескольких опасных грузов наименование наносится для каждого груза);
- классификационный шифр;
- номер ООН.

3. Несоблюдение правил совместимости грузов
Опасные сочетания:
Согласно Правилам перевозки опасных грузов:
- Окислители (класс 5.1) + горючие материалы (класс 3)
- Кислоты (класс 8) + щелочи (класс 8)
Согласно Правилам перевозки опасных грузов:
- Запрещается погрузка в один вагон или контейнер опасных грузов с разными, а также некоторых опасных грузов с одинаковыми классификационными шифрами, не разрешенных к совместной перевозке согласно Приложению 4.
- Совместная перевозка в одном вагоне или контейнере опасных грузов с неопасными должна производиться в соответствии с Приложением 5.
- Легковоспламеняющиеся жидкости должны быть упакованы в герметичную тару (вместимость стеклянной тары не должна превышать 1 л) и помещены в плотные деревянные ящики с гнездами на всю высоту тары. Ящики при необходимости должны иметь горизонтальные прокладки, амортизаторы. Свободное пространство в гнездах и под крышкой ящиков заполняется негорючим прокладочным материалом.
- Стеклянная тара с кислотами должна быть закупорена притертыми стеклянными пробками, закрепленными предохранительными колпаками, и помещена в отдельные плотные деревянные ящики с гнездами. Гнезда ящиков обкладывают мягким негорючим материалом (шлаковата, кизельгур и др.). Использование бумаги, древесных стружек, опилок, соломы и других горючих и легковоспламеняющихся материалов при упаковке кислот не допускается.
- Масса брутто ящика не должна превышать 50 кг.
- При погрузке в вагоны грузовые места с кислотами ставятся в противоположную сторону от мест с легковоспламеняющимися жидкостями и горючими материалами. Все места должны быть плотно установлены одно к другому и прочно закреплены.
Совет: Используйте официальную таблицу совместимости из Приложения 4 к Правилам перевозки.
4. Неправильное крепление груза в вагоне
Риски:
Требования Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах:
Пример правильного крепления:
Для бочек с горючей жидкостью:
- Смещение груза при движении
- Разгерметизация тары
- Повреждение вагона
Требования Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах:
- Грузы в вагоне следует размещать равномерно по длине и ширине вагона. Продольное и поперечное смещение общего центра массы груза не должно превышать норм, установленных для железнодорожного подвижного состава
- Обязательное использование прокладочных материалов
- Крепление должно выдерживать ударную нагрузку
Пример правильного крепления:
Для бочек с горючей жидкостью:
- Бочки с острой кромкой окантовки днища) размещают в вертикальном положении в один-три яруса по высоте. При этом каждая единица груза нижнего яруса должна опираться на две деревянные подкладки сечением не менее 40 x 100 мм, уложенные вдоль вагона.
- Бочки с жидкостями и сухими грузами устанавливают только пробками вверх. Пробки должны быть плотно загнаны в отверстия днища и (для устойчивого штабелирования) не выступать за опорную плоскость бочки.

5. Отсутствие сопроводительных документов
Обязательные документы:
Последствия нарушений:
- Аварийная карточка (форма по Приложению 1 к Правилам)
- Накладная с проставленным, предусмотренным для данного груза штемпелем красного цвета
Последствия нарушений:
- наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
- приостановка лицензии
Заключение
Правильная погрузка опасных грузов требует:
1. Точной классификации вещества
2. Использования сертифицированной тары
3. Соблюдения правил совместимости
4. Надежного крепления в вагоне
5. Полного комплекта документов
1. Точной классификации вещества
2. Использования сертифицированной тары
3. Соблюдения правил совместимости
4. Надежного крепления в вагоне
5. Полного комплекта документов
Рекомендуем: Скачайте наш чек-лист для проверки перед погрузкой и запишитесь на профессиональное обучение по перевозке опасных грузов.
Полезные документы:
- ГОСТ 19433-88
- Правила перевозки опасных грузов
- ПТЭ железных дорог РФ
- Технические условия размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах.